Активное судоходство губит зоопланктон

ЗоопланктонОсновная масса зоопланктона состоит из веслоногих ракообразных. Как выяснили в Виргинском институте морских исследований, сильная турбулентность, порождаемая движущимся судном, губительна для этих представителей зоопланктона.

Результаты работы ученые опубликовали в журнале «Экспериментальная морская биология и экология». В экосистеме рек веслоногие рачки занимают промежуточное звено между крупными обитателями рек и фитопланктоном. Поедая водоросли, рачки препятствуют цветению водоема, а сами служат кормовой базой для рыб и речных птиц.

Один из соавторов исследования, Саманта Бикел, отметила, что влиянию слабой турбулентности на состояния планктона уже были посвящены некоторые исследования, а их группу заинтересовало влияние сильных возмущений, возбуждаемых большими плавсредствами.

Исследователи решили оценить состояние планктона в разных образцах воды. Для этого использовалась особая краска, которая окрашивала только живых веслоногих ракообразных, а мертвый зоопланктон оставался при своем цвете. Таким способом оказалось возможным провести быструю оценку состояния зоопланктона в судоходной реке.

В воде, взятой из мест с наиболее интенсивным судоходством, мертвого планктона было значительно больше, чем в образцах из более спокойных мест. В каналах, по которым интенсивно проходили суда, содержание мертвого планктона составляло 34%, а в спокойных корабельных гаванях и прибрежных зонах этот показатель находился в пределах 5-6%. В кильватере движения судов 14% зоопланктона было мертво, а вне его – только 7%.

Полученные данные помогут принять меры на улучшение экологической ситуации на реках. Мертвые веслоногие ракообразные опускаются на дно и разлагаются бактериями, тем самым уменьшается кормовая база для рыб и ухудшается качество воды.

Таким образом, турбулентные возмущения приводят к уменьшению популяции рыб не только из-за пострадавших от работы лопастей рыб, но значительно больше. Пока неизвестно, какая скорость движения катеров лодок и других судов является критически опасной, как влияет размер самого судна и другие факторы. Продолжение исследований поможет оптимизировать речное судоходство для восстановления экологических систем водоемов.